Тверское региональное информационное агентство "Социум"
 
Специальные возможности  
Библиотека Тверского регионального информационного агентства "Социум"

 Рубрики

 
 ГЛАВНАЯ 

 ТЕМА ДНЯ

 МЫ ГРАЖДАНЕ
 >>наши дети
 >>наши родители
 >>наша семья

 КЛУБ "ГРАЖДАНИН"

 НАШЕ ПРАВО
 >>Законы региона
 >>права человека
 >>общественная экспертиза

 ОБРАЗОВАНИЕ
 >>наука
 >>просвещение

 ЗДОРОВЬЕ
 >>здравоохранение
 >>образ жизни

 СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
 >>защита
 >>информация

 СРЕДА
 >>экология

 СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
 >>ответственный бизнес
 >>благотворительность

 НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

 ОТЧЕТ

 АРХИВ
 
 
 ОБ АГЕНТСТВЕ
 
 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

 Поиск

 
 

 Партнеры

 
Дирекция центра творческих программ Союза журналистов
 
Совет общественности при губернаторе Тверской области 
 
Общественная палата Российской Федерации 
 
Центр общественной информации
 
Фонд развития информационной политики 
 
 
 
Общественная палата Тверской области
 
Некоммерческие организации Тверской области
 
Информационный портал для молодых журналистов
 






 ГЛАВНАЯ
 
«Путешествие по реке времени» -программы для детей
Великое дело делают в Тверском государственном объединенном музее для воспитания интереса к истории своего города, края у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Уже девять лет в музее проводятся интерактивные занятия с малышами по очень интересной, составленной в игровой форме программе.

Занимаются с детьми раз в месяц с октября по апрель, каждое – новое и очень интересное. Музей – это своеобразная машина времени, которая доставит в любую эпоху. Так и называется цикл занятий для школьников 2-го - 6 классов – «Путешествие по реке времени», а для ребятишек 6-8 лет немножко попроще – «Ручейки времени». О том, как проходят занятия, рассказала мне заведующая сектором экскурсионной работы экскурсионно-массового отдела Виктория Иванова.
Начинается все с самых дальних времен, когда ходили люди в шкурах и пользовались каменными топорами. Детей одевают по моде того времени – в шкуры, дают орудия труда, которыми пользовались наши далекие предки и начинается самое интересное: надо выбрать место, где лучше всего поселиться. Вот так, играя, дети узнают, что в те времена селились рядом с рекой и лесом, чтобы охотиться и рыбачить, чтобы были естественная защита и убежище, если нападут соседние племена. Занятие ведется так тактично и ненавязчиво, что дети, кажется, сами додумываются до всего и в результате выбирают наилучшее место для поселения. Так же проходит и следующее занятие – «Я строю кремль». Дети и здесь как первооткрыватели выбирают место для кремля, попутно узнавая, какие функции были у этого сооружения, как он выглядел, чем отличался наш кремль от московского. Дальше идет действительно строительство, только из макетов зданий и сторожевых башен. Все решается сообща: как эти башни и дома лучше расположить, кого поселить в кремле. На этом же занятии ребята узнают о Михаиле Тверском, о его жизни, о строительстве в его правление Спасо-Преображенского собора. Следующее занятие – следующая эпоха, времена Екатерины II. Императрицу выбирают из пришедших на занятие девочек. Положение в Твери тяжелое – сгорел город, и к царице отправляется делегация с челобитной о помощи. Составлена она в произвольной форме, но по документам того времени. Дальше начинается маленький театр: Императрица читает челобитную и милостиво повелевает выделить большую сумму на реконструкцию города. Тут дети превращаются в архитекторов и начинают рисовать план будущего города. И опять очень тонкая и деликатная миссия ведущего занятия будет заключаться в том, чтобы дети сами пришли к решению о наилучшем расположении улиц: город находится между двумя столицами, значит, решают дети, нужна красивая главная улица, по которой проезжала бы царица, и рисуют Екатерининскую, теперешнюю Советскую. Путешествие долгое и утомительное, значит, надо где-то передохнуть и нужен дворец, где бы отдыхала царица. Где его расположить? А вот Спасо-Преображенский собор – главный собор в Твери и самое красивое здание. Где, как не здесь построить Императорский путевой дворец? И именно к этому главному в городе месту должна вести центральная улица. Дети вспоминают улицы нашего города и от трелучия прорисовывают город. Кроме того, что школьники учатся основам градостроительства, они узнают много об истории города, его улиц. Не здесь ли закладывается у маленького человека любовь к городу, где он родился.
Движемся дальше по «Реке времени» и попадаем на бал в ХIХ век. Конечно, на бал. Век галантный, и мальчики, и девочки получают уроки политеса. Маленькие кавалеры учатся приглашать на танец маленьких дам, а те, в свою очередь, получают урок кокетства, иносказаний, постигают язык непременного атрибута бального платья – веера, который, порой был красноречивее слов. «Удивительно, - говорит Виктория Витальевна, - но некоторые мальчики начинают вести себя как заправские светские львы, а девочки просто прирожденные аристократки». Объясняются правила балов, какие танцы тогда танцевали. На занятии танцуют самый простой – полонез, это скорее даже не танец, а шествие. Но были случаи, когда под руководством учительницы дети заранее разучивали вальс и с удовольствием танцевали его на балу. Занятие настолько интересное, что с одним из четвертых классов, прошедших все курсы цикла, работники музея устроили выпускной вечер. Дети пришли в вечерних платьях, с прическами, привели своих родителей и показали все, чему научились на занятиях.
Но вернемся в «Реку времени», которая приносит маленьких историков в крестьянский дом. Занятие называется «В гостях у тверского крестьянина». Эта тема больше всего наполнена этнографическим материалом. Разве не интересно посмотреть на настоящую ступу, в которой, может быть, и летала Баба-Яга, а попытаться спрясть нить на настоящей прялке или погладить белье, как это делали крестьянки, с помощью рубеля? Целый мир – крестьянские костюмы, в которых каждая деталь наполнена смыслом, каждый стежок вышивки – не просто украшение, а оберег. Кстати из этого занятия вычленилась тема «Чур меня», где речь идет обо всех оберегах – одежде, браслетах, кольцах, обручах. А из этого занятия, в свою очередь, появилось еще одно – «Что в имени твоем?», где детям рассказывают о том, как называли детей в древние времена и почему редко называли родители своих чад Забавами да Любимами, а часто давали довольно неприятные имена – Тупой, Щетина, Опухлый, Гнилозуб. Оказывается, это имена-обереги, чем противнее имя, тем больше испугается нечистый и не будет докучать любимому сыночку Щетине. А еще называли по времени года, в которое родился ребенок, например, Рювень – осенний месяц, или по счету рождения – Третьяк, Четвертак, Первуша. А потом речь идет об именах, пришедших с принятием христианства – Петр, Василий, Мария. Дома дети проводят свое маленькое исследование: какие имена есть в их семье, кто из родственников их носил и выходит так, что составляется небольшое генеалогическое древо, детям рассказывают об их дедах и прадедах, бабушках и прабабушках, об их жизни.
Очень любят ребята занятие «Урок в старой школе». Почему мы часто называем своих соучеников не одноклассниками, а однокашниками? Да потому, что те, кто ели из одной посуды, считались родственниками, на Руси не женились на тех, с кем хлебали из одной миски. А детям в конце занятия дают деревянные ложки, и из одного чугунка они едят гречневую кашу, вот и становятся они однокашниками – одной семьей, а поэтому не должны ругаться, ссориться, а наоборот помогать друг другу во всем. Рассказывают новоиспеченным однокашникам и о том, как проходили уроки, и о старом алфавите, где у каждой буквы было свое название.
Очень интересно проходят занятия «В пламени войны». Дети надевают пилотки и дальше их проводят по экспозиции, посвященной оккупации и освобождению Калинина, рассказывают о том, как жили люди во время войны, как сражались. На занятиях есть игровые части: надо собрать посылку на фронт, но продуктов мало, что послать? В ящик для посылок дети кладут теплые вещи, варежки, носки, думают, что еще пригодится на фронте. Играют в разведчиков: с завязанными глазами должны вытащить и узнать на ощупь предметы и рассказать, для чего они нужны. А еще, разбившись на команды, пытаются расшифровать закодированный текст. А еще учат правнуков бойцов Великой Отечественной войны складывать треугольники писем, которые получали с фронта. Дети пишут письма сами – и с фронта, от имени отцов, и на фронт. Вот два из них:
«Здравствуй, отец, сел писать тебе письмо. Сегодня у нас очень холодно, на улице метет метель, и я сижу дома. Вчера у нас светило солнце, было морозно, я ходил кататься на коньках. Сейчас сижу и делаю уроки. В школе у нас все хорошо, оценки получаю хорошие, мама шлет большой привет. Мама ходит каждый день на работу в больницу и устает. Мы очень по тебе скучаем, ждем - не дождемся, когда вернешься домой. Я хочу, чтобы скорее закончилась война, и ты вернешься живым домой. На этом писать заканчиваю, береги себя от пуль. До свидания. Твой сын.»
«Здравствуй, сын. Не волнуйся, я скоро приеду. Сегодня 8-е число, я только на Праздник Победы останусь, потом прямиком домой. Ты держись, маму береги, за братиком присматривай. Готовьтесь к моему приезду, за водой сходите, чашки вымойте, да и все такое по хозяйству сделайте. Приеду, гостинцев привезу, сладкого и вкусного. А если захочешь, летом поедем в Германию на сжигание тела Гитлера. Больше сказать нечего. До свидания». Милые, наивные очень чистые и трогательные письма. Не удержалась, чтобы не привести их полностью.
Обо всех программах не напишешь, их много, они разнообразные и очень интересные. Новый цикл занятий, состоящий из шести уроков, называется «Музейный лабиринт» - отдельная тема для разговора. Каждый цикл заканчивается викториной – познавательной игрой по итогам «Путешествия по реке времени». Удачно найдена форма занятий – костюмы и антураж для каждого занятия, игры, соревнования, викторины. Дети, окончившие полный цикл занятий, не уходят из музея. Приходят сами, приводят своих родителей, рассказывают им о том, чему их научили. Думаю, что заложенное в очень отзывчивые детские души знание своей истории, своих корней обязательно отзовется любовью к своему Отечеству.


Опубликовано 31 07 2008 12:20
сегодня: 29/03/24
Погода в Твери
Лента новостей
 
31 07 2008 16:14 31 07 2008 12:52 31 07 2008 12:20 31 07 2008 11:56 30 07 2008 17:08 30 07 2008 14:51 30 07 2008 13:06 30 07 2008 11:23 30 07 2008 11:17 30 07 2008 09:06 29 07 2008 16:57 29 07 2008 15:29 29 07 2008 13:50 29 07 2008 11:40 29 07 2008 10:37 29 07 2008 10:00 29 07 2008 09:22 29 07 2008 09:08 28 07 2008 16:17 28 07 2008 14:44
 
Наши материалы
в формате RSS
RSS

 
 

Copyright © 2007 - 2024 Тверское региональное информационное агентство "Социум"
Разработка: Г. Успенский

  e-mail:support@tversocium.ru