Великое дело делают в Тверском государственном объединенном музее для воспитания интереса к истории своего города, края у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Уже девять лет в музее проводятся интерактивные занятия с малышами по очень интересной, составленной в игровой форме программе.
Занимаются с детьми раз в месяц с октября по апрель, каждое – новое и очень интересное. Музей – это своеобразная машина времени, которая доставит в любую эпоху. Так и называется цикл занятий для школьников 2-го - 6 классов – «Путешествие по реке времени», а для ребятишек 6-8 лет немножко попроще – «Ручейки времени». О том, как проходят занятия, рассказала мне заведующая сектором экскурсионной работы экскурсионно-массового отдела Виктория Иванова.
Начинается все с самых дальних времен, когда ходили люди в шкурах и пользовались каменными топорами. Детей одевают по моде того времени – в шкуры, дают орудия труда, которыми пользовались наши далекие предки и начинается самое интересное: надо выбрать место, где лучше всего поселиться. Вот так, играя, дети узнают, что в те времена селились рядом с рекой и лесом, чтобы охотиться и рыбачить, чтобы были естественная защита и убежище, если нападут соседние племена. Занятие ведется так тактично и ненавязчиво, что дети, кажется, сами додумываются до всего и в результате выбирают наилучшее место для поселения. Так же проходит и следующее занятие – «Я строю кремль». Дети и здесь как первооткрыватели выбирают место для кремля, попутно узнавая, какие функции были у этого сооружения, как он выглядел, чем отличался наш кремль от московского. Дальше идет действительно строительство, только из макетов зданий и сторожевых башен. Все решается сообща: как эти башни и дома лучше расположить, кого поселить в кремле. На этом же занятии ребята узнают о Михаиле Тверском, о его жизни, о строительстве в его правление Спасо-Преображенского собора. Следующее занятие – следующая эпоха, времена Екатерины II. Императрицу выбирают из пришедших на занятие девочек. Положение в Твери тяжелое – сгорел город, и к царице отправляется делегация с челобитной о помощи. Составлена она в произвольной форме, но по документам того времени. Дальше начинается маленький театр: Императрица читает челобитную и милостиво повелевает выделить большую сумму на реконструкцию города. Тут дети превращаются в архитекторов и начинают рисовать план будущего города. И опять очень тонкая и деликатная миссия ведущего занятия будет заключаться в том, чтобы дети сами пришли к решению о наилучшем расположении улиц: город находится между двумя столицами, значит, решают дети, нужна красивая главная улица, по которой проезжала бы царица, и рисуют Екатерининскую, теперешнюю Советскую. Путешествие долгое и утомительное, значит, надо где-то передохнуть и нужен дворец, где бы отдыхала царица. Где его расположить? А вот Спасо-Преображенский собор – главный собор в Твери и самое красивое здание. Где, как не здесь построить Императорский путевой дворец? И именно к этому главному в городе месту должна вести центральная улица. Дети вспоминают улицы нашего города и от трелучия прорисовывают город. Кроме того, что школьники учатся основам градостроительства, они узнают много об истории города, его улиц. Не здесь ли закладывается у маленького человека любовь к городу, где он родился.
Движемся дальше по «Реке времени» и попадаем на бал в ХIХ век. Конечно, на бал. Век галантный, и мальчики, и девочки получают уроки политеса. Маленькие кавалеры учатся приглашать на танец маленьких дам, а те, в свою очередь, получают урок кокетства, иносказаний, постигают язык непременного атрибута бального платья – веера, который, порой был красноречивее слов. «Удивительно, - говорит Виктория Витальевна, - но некоторые мальчики начинают вести себя как заправские светские львы, а девочки просто прирожденные аристократки». Объясняются правила балов, какие танцы тогда танцевали. На занятии танцуют самый простой – полонез, это скорее даже не танец, а шествие. Но были случаи, когда под руководством учительницы дети заранее разучивали вальс и с удовольствием танцевали его на балу. Занятие настолько интересное, что с одним из четвертых классов, прошедших все курсы цикла, работники музея устроили выпускной вечер. Дети пришли в вечерних платьях, с прическами, привели своих родителей и показали все, чему научились на занятиях.
Но вернемся в «Реку времени», которая приносит маленьких историков в крестьянский дом. Занятие называется «В гостях у тверского крестьянина». Эта тема больше всего наполнена этнографическим материалом. Разве не интересно посмотреть на настоящую ступу, в которой, может быть, и летала Баба-Яга, а попытаться спрясть нить на настоящей прялке или погладить белье, как это делали крестьянки, с помощью рубеля? Целый мир – крестьянские костюмы, в которых каждая деталь наполнена смыслом, каждый стежок вышивки – не просто украшение, а оберег. Кстати из этого занятия вычленилась тема «Чур меня», где речь идет обо всех оберегах – одежде, браслетах, кольцах, обручах. А из этого занятия, в свою очередь, появилось еще одно – «Что в имени твоем?», где детям рассказывают о том, как называли детей в древние времена и почему редко называли родители своих чад Забавами да Любимами, а часто давали довольно неприятные имена – Тупой, Щетина, Опухлый, Гнилозуб. Оказывается, это имена-обереги, чем противнее имя, тем больше испугается нечистый и не будет докучать любимому сыночку Щетине. А еще называли по времени года, в которое родился ребенок, например, Рювень – осенний месяц, или по счету рождения – Третьяк, Четвертак, Первуша. А потом речь идет об именах, пришедших с принятием христианства – Петр, Василий, Мария. Дома дети проводят свое маленькое исследование: какие имена есть в их семье, кто из родственников их носил и выходит так, что составляется небольшое генеалогическое древо, детям рассказывают об их дедах и прадедах, бабушках и прабабушках, об их жизни.
Очень любят ребята занятие «Урок в старой школе». Почему мы часто называем своих соучеников не одноклассниками, а однокашниками? Да потому, что те, кто ели из одной посуды, считались родственниками, на Руси не женились на тех, с кем хлебали из одной миски. А детям в конце занятия дают деревянные ложки, и из одного чугунка они едят гречневую кашу, вот и становятся они однокашниками – одной семьей, а поэтому не должны ругаться, ссориться, а наоборот помогать друг другу во всем. Рассказывают новоиспеченным однокашникам и о том, как проходили уроки, и о старом алфавите, где у каждой буквы было свое название.
Очень интересно проходят занятия «В пламени войны». Дети надевают пилотки и дальше их проводят по экспозиции, посвященной оккупации и освобождению Калинина, рассказывают о том, как жили люди во время войны, как сражались. На занятиях есть игровые части: надо собрать посылку на фронт, но продуктов мало, что послать? В ящик для посылок дети кладут теплые вещи, варежки, носки, думают, что еще пригодится на фронте. Играют в разведчиков: с завязанными глазами должны вытащить и узнать на ощупь предметы и рассказать, для чего они нужны. А еще, разбившись на команды, пытаются расшифровать закодированный текст. А еще учат правнуков бойцов Великой Отечественной войны складывать треугольники писем, которые получали с фронта. Дети пишут письма сами – и с фронта, от имени отцов, и на фронт. Вот два из них:
«Здравствуй, отец, сел писать тебе письмо. Сегодня у нас очень холодно, на улице метет метель, и я сижу дома. Вчера у нас светило солнце, было морозно, я ходил кататься на коньках. Сейчас сижу и делаю уроки. В школе у нас все хорошо, оценки получаю хорошие, мама шлет большой привет. Мама ходит каждый день на работу в больницу и устает. Мы очень по тебе скучаем, ждем - не дождемся, когда вернешься домой. Я хочу, чтобы скорее закончилась война, и ты вернешься живым домой. На этом писать заканчиваю, береги себя от пуль. До свидания. Твой сын.»
«Здравствуй, сын. Не волнуйся, я скоро приеду. Сегодня 8-е число, я только на Праздник Победы останусь, потом прямиком домой. Ты держись, маму береги, за братиком присматривай. Готовьтесь к моему приезду, за водой сходите, чашки вымойте, да и все такое по хозяйству сделайте. Приеду, гостинцев привезу, сладкого и вкусного. А если захочешь, летом поедем в Германию на сжигание тела Гитлера. Больше сказать нечего. До свидания». Милые, наивные очень чистые и трогательные письма. Не удержалась, чтобы не привести их полностью.
Обо всех программах не напишешь, их много, они разнообразные и очень интересные. Новый цикл занятий, состоящий из шести уроков, называется «Музейный лабиринт» - отдельная тема для разговора. Каждый цикл заканчивается викториной – познавательной игрой по итогам «Путешествия по реке времени». Удачно найдена форма занятий – костюмы и антураж для каждого занятия, игры, соревнования, викторины. Дети, окончившие полный цикл занятий, не уходят из музея. Приходят сами, приводят своих родителей, рассказывают им о том, чему их научили. Думаю, что заложенное в очень отзывчивые детские души знание своей истории, своих корней обязательно отзовется любовью к своему Отечеству.