Проект федерального закона "О добровольчестве (волонтерстве)", внесенный Советом Федерации на рассмотрение Государственной Думы 21 июня, фактически направлен на огосударствление системы добровольчества. К такому выводу пришли участники круглого стола "Последние законодательные инициативы в сфере регулирования гражданского общества, благотворительности и волонтерства", проведенного 25 июля Комиссией Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и волонтерства совместно с НП "Юристы за гражданское общество".
По мнению экспертов, этот законопроект в значительной степени повторяет существующие нормы. В частности, возможность поощрения волонтеров, о которой говорится в документе, и сейчас закреплена в Гражданском кодексе, а также может быть отражена в договорах гражданско-правового характера.
"Складывается впечатление, что этот документ нельзя назвать проектом федерального закона. Это продукт, который произведен на основе смеси жанров – правотворчество, нормотворчество. В нем колоссальное количество "воды", акцентов, которые скорее можно отнести к методическим рекомендациям или указаниям. В целом проект повторяет уже существующие нормы на 70%, демонстрирует низкую юридическую и правовую технику", - говорит руководитель Санкт-Петербургского благотворительного общества "Невский ангел", представитель коалиции НКО СПб "За гражданское участие в принятии решении и системную поддержку НКО" Владимир Лукьянов.
Большие сомнения у участников круглого стола возникли в отношении предлагаемой законопроектом нормы по соблюдению конфиденциальности информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе своей деятельности.
"Здесь требуется уточнение, какую именно информацию нельзя разглашать, - медицинскую или другую? Иначе под этим пунктом любое волонтерское движение можно обвинить в разглашении информации и надавить на них", – считает директор Союза волонтерских организаций и движений Владимир Хромов.
По его словам, разработчики законопроекта не понимают, как работают волонтеры.
"Из документа явно видно, что авторы проекта закона не были в больницах, детских домах в качестве волонтеров. В документе есть пункт, что допуск в учреждения разрешен только при предоставлении справки о состоянии здоровья. С одной стороны, это правильно. Но с другой, тот перечень анализов, который необходимо сдать, фактически приведет к тому, что волонтерские группы, которые работают в учреждениях, рассыплются с момента вступления закона в силу. Вместо того, чтобы помогать, волонтер будет сдавать 15 видов анализа, какие-то раз в квартал, другие – раз в полгода", - говорит эксперт.
Участники круглого стола заострили внимание на том, что этот закон не относится к волонтерской деятельности, в основе которой лежат семейные, дружеские, добрососедские, корпоративные отношения. Фактически предмет его регулирования сводится лишь к добровольческому труду, инициатором и организатором которого выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления. Так, согласно проекту закона привлекать добровольцев к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций можно только с разрешения органов государственной власти.
Также вопросы у участников круглого стола вызвало понятие "электронная карта добровольца (волонтера)", закрепленное в документе.
"Допустим, человек зарегистрировался волонтером, получил карточку, сходил в детский дом. А потом у него несколько месяцев нет такой возможности. Так волонтер он или нет? Как оценивать масштабы его деятельности, на какой срок давать карточку?", - говорит президент фонда "Мозаика счастья" Анна Пучкова.
Сообщает агентство социальной информации